Прокачка тормозной системы: удаление воздуха и восстановление тормозов

Тормозная система автомобиля — одна из самых важных компонентов, обеспечивающих безопасность движения. Со временем или после проведения ремонта, в системе может появиться воздух, что приводит к снижению эффективности торможения и увеличению тормозного пути. В таких случаях необходима процедура прокачки тормозов, позволяющая удалить воздушные пробки и восстановить оптимальное давление в гидравлической системе. В данной статье подробно разберём, как правильно выполнить прокачку тормозной системы, необходимые инструменты и особенности каждого этапа работ.

Почему в тормозной системе появляется воздух и как это влияет на эффективность торможения

Тормозная гидравлическая система устроена так, чтобы жидкость передавала усилие от педали к тормозным механизмам. Воздух внутри системы нарушает эту передачу, так как газ не может точно передавать давление, в отличие от жидкости. Воздух в системе создаёт эффект «мягкой» педали тормоза, при котором требуется больше усилий для остановки автомобиля.

Основные причины попадания воздуха в тормозную систему:

  • Замена тормозных колодок или дисков;
  • Ремонт или замена тормозных шлангов и трубок;
  • Утечка тормозной жидкости;
  • Неправильное проведение технического обслуживания.

Наличие воздуха в системе опасно: оно приводит не только к снижению эффективности торможения, но и к возможной полной потере контроля над автомобилем в экстренных ситуациях.

Подготовка к прокачке тормозной системы

Перед началом прокачки необходимо тщательно подготовить автомобиль и рабочее место. Кроме того, потребуется минимальный набор инструментов и материалов, без которых работа невозможна.

Читайте также:  Ремонт суппортов: быстро устраняем заклинивание и протечки

Для начала обязательно убедитесь, что уровень тормозной жидкости в бачке достаточен — лучше добавить свежей жидкости перед процедурой. Следующий шаг — проверить, нет ли течей в гидравлической системе, так как в этом случае прокачка будет неэффективна.

Необходимые инструменты и материалы

  • Тормозная жидкость, рекомендованная производителем автомобиля;
  • Гаечные ключи подходящего размера (обычно 8 или 10 мм);
  • Прозрачный шланг для вывода отработанной жидкости;
  • Пустая ёмкость для сбора отработанной жидкости;
  • Помощник для нажатия педали тормоза (если прокачка не делается вакуумным насосом);
  • Тряпки или ветошь для очистки.

Также важно обеспечить надежную фиксацию автомобиля — желательно использовать подставки под колёса и стояночный тормоз.

Пошаговая инструкция по прокачке тормозной системы

Процедура прокачки состоит в последовательном удалении воздуха из каждого тормозного контура. Наиболее часто используется классическая методика, требующая помощника.

Этап 1. Подготовительный

  • Откройте бачок с тормозной жидкостью и снимите крышку.
  • Наденьте прозрачный шланг на штуцер прокачки колеса.
  • Другой конец шланга опустите в ёмкость с небольшим количеством свежей тормозной жидкости, чтобы предотвратить засасывание воздуха обратно.

Этап 2. Прокачка тормозов

Порядок прокачки тормозных контуров зависит от типа привода тормозов. Для автомобилей с ABS или различным расположением цилиндров рекомендуется придерживаться инструкции производителя. Обычно процедура проводится в следующем порядке:

Тип привода Порядок прокачки
Заднеприводный автомобиль Правое заднее колесо, левое заднее, правое переднее, левое переднее
Переднеприводный автомобиль Левое переднее колесо, правое переднее, левое заднее, правое заднее
Автомобили с ABS Часто рекомендуют прокачивать задние колёса с помощью специального диагностического оборудования
  • Помощник нажимает педаль тормоза до упора и держит её с нажатой;
  • С помощью ключа откройте штуцер штуцер прокачки для выхода воздуха и тормозной жидкости;
  • Когда прекратится выход жидкости и перестанут появляться пузырьки воздуха, заворачивайте штуцер;
  • Помощник медленно отпускает педаль тормоза;
  • Повторяйте операции, пока из штуцера не выйдет чистая жидкость без пузырьков;
  • Следите за уровнем жидкости в бачке, чтобы предотвратить поступление нового воздуха.
Читайте также:  Удаление царапин с кузова автомобиля: советы и рекомендации

Особенности прокачки тормозов с ABS

Для автомобилей с антиблокировочной системой (ABS) процедура может быть более сложной. Современные системы требуют выполнения сервисных операций с использованием диагностического оборудования, активирующего насос и клапаны ABS для правильного удаления воздуха из контура. Без такой аппаратуры воздушные пробки могут остаться незамеченными, что снизит общую безопасность.

Проверка эффективности и безопасность после прокачки

После успешной прокачки необходимо провести несколько проверок для уверенности в работоспособности системы:

  • Нажмите педаль тормоза: она должна ощущаться упругой и не проваливаться;
  • Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке и при необходимости долейте до нормы;
  • Произведите тестовое торможение на безопасном участке дороги, постепенно увеличивая скорость;
  • Осмотрите тормозные шланги и штуцеры на наличие подтеканий.

Если педаль тормоза осталась «мягкой» или водитель ощущает прерывистое торможение, процедуру стоит повторить или обратиться к специалистам.

Советы по обслуживанию тормозной системы для предотвращения появления воздуха

Профилактика — лучший способ сохранить тормозную систему в исправном состоянии и избежать необходимости её частой прокачки. Вот несколько рекомендаций:

  • Регулярно проверяйте уровень и состояние тормозной жидкости, меняйте ее согласно регламенту;
  • Проверяйте целостность и крепление тормозных шлангов и трубок;
  • При замене деталей тормозной системы всегда тщательно прокачивайте контуры;
  • Используйте только качественную тормозную жидкость, не смешивайте разные типы;
  • Обращайтесь к опытным специалистам для диагностики и ремонта.

Заключение

Прокачка тормозной системы — важная и необходимая процедура, которая помогает своевременно устранить воздушные пробки и восстановить эффективность торможения. Соблюдение правил и рекомендаций при выполнении этой работы гарантирует безопасность на дороге и долгий срок службы компонентов тормозной системы. Помните, что исправные тормоза — залог вашей жизни и жизни других участников движения.

Выполнять прокачку можно самостоятельно, имея минимальные знания и инструменты, однако при наличии сложных систем, таких как ABS, лучше обратиться в сервисный центр. Регулярное техническое обслуживание и своевременное удаление воздуха обеспечит комфортное и надежное вождение.

Читайте также:  Тонировка стекол своими руками: пошаговая инструкция